Arms
 
развернуть
 
675000, г. Благовещенск, ул. Шевченко, д. 6
Тел.: (4162) 51-34-27
oblsud.amr@sudrf.ru
схема проезда
675000, г. Благовещенск, ул. Шевченко, д. 6Тел.: (4162) 51-34-27oblsud.amr@sudrf.ru
ДОКУМЕНТЫ СУДА
Применение судами Амурской области законодательства о социальном страховании

Согласно ч.1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальное обеспечение - одно из основных направлений развития любого демократического, правового государства. Институт социального обеспечения гарантирует гражданину и человеку пенсии и пособия, в том числе по достижении определенного возраста. Социальное обеспечение лиц, не имеющих гражданства, иностранных граждан, проживающих на территории России, по общему правилу производится на основании ратифицированных международных и межправительственных договоров.

Право социального обеспечения регулирует отношения, возникающие в результате предоставления гражданам отдельных видов обеспечения (пенсионного обеспечения, обеспечения пособиями, различных форм социального обслуживания престарелых и нетрудоспособных, предоставление им социальных услуг).  Приведенный перечень рисков соответствует Конвенции МОТ "Минимальные нормы социального обеспечения" (1952).

Социальное страхование является формой социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов, на основе коллективной солидарности возмещения ущерба. Особенность социального страхования - финансирование из специализированных внебюджетных фондов, формируемых из целевых взносов работодателей и работников при поддержке государства.

Социальное страхование построено на принципе нежесткой эквивалентности: существует определенная зависимость страховых выплат от величины трудового вклада и страхового стажа. Но в отличие от частного страхования в социальном страховании принцип эквивалентности сочетается с принципом объединения рисков и коллективной солидарности. Современная система социальной защиты населения включает следующие основные элементы: традиционную форму государственного вспомоществования (социальной помощи); совокупность государственных социальных гарантий, включая социальные льготы отдельным категориям населения (категориальные социальные услуги) и социальное страхование.

Социальное страхование имеет две формы: обязательную и добровольную. Соотношение этих форм различно для разных стран и этапов развития страхования. Обязательное социальное страхование - разновидность государственных социальных гарантий, обеспечиваемых через целевые внебюджетные (государственные или общественные) фонды. Здесь реализуется принцип неполного самофинансирования. В случае дефицита бюджета данных фондов государство оказывает им помощь из средств госбюджета. Таким образом, оно выступает гарантом финансовой устойчивости этих фондов и реализации программ обязательного социального страхования

В соответствии со ст. 1 Федеральным Законом № 165-ФЗ от 21.01.2005 «О основах обязательного социального страхования» обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются:

1) оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) пенсия по случаю потери кормильца;

5) пособие по временной нетрудоспособности;

6) пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;

7) пособие по беременности и родам;

8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

9) пособие по безработице;

10) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

11) единовременное пособие при рождении ребенка;

12) пособие на санаторно-курортное лечение;

13) социальное пособие на погребение;

14) оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

 

1. Пособия по временной нетрудоспособности и беременности и родам.

В соответствии со ст. 2 Модельного Закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», принятом на одиннадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (Постановление N 11-7 от 15 июня 1998 года) обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает:

  • обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска;
  • возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им трудовых обязанностей, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплаты расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;
  • обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

С 1 января 2007 г. вступил в действие принятый 29 декабря 2006 г. Федеральный закон "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" № 255-ФЗ. Этот Закон определяет условия, размеры, порядок обеспечения соответствующими пособиями граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, при наступлении двух страховых случаев: временной нетрудоспособности и материнства.

Прежде всего, Закон определяет круг лиц, имеющих право на пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам. Это застрахованные граждане РФ, а также постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранцы и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам; являющиеся государственными гражданскими служащими или муниципальными служащими; адвокаты, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, и некоторые другие категории граждан, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и осуществляющие за себя уплату страховых взносов в Фонд социального страхования РФ.

В статьях 3, 5, 6 Закон перечисляет случаи обеспечения пособием по временной нетрудоспособности, определяя продолжительность его выплаты в каждом из этих случаев и источник его финансирования.

Особенности в обеспечении пособием по временной нетрудоспособности отдельным категориям граждан предусмотрены Федеральным законом от 31 декабря 2002 г. "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан". Гражданам, работающим по трудовым договорам, заключенным с организациями или индивидуальными предпринимателями, применяющими специальные налоговые режимы (перешедшими на упрощенную систему налогообложения либо являющимися плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности или единого сельскохозяйственного налога), пособие по временной нетрудоспособности выплачивается за счет средств ФСС, поступающих от единого сельхозналога, единого налога на вмененный налог для отдельных видов деятельности, единого налога для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в части суммы пособия, не превышающего за полный календарный месяц МРОТ, установленного федеральным законом. В части суммы пособия, превышающей МРОТ, выплата пособия происходит за счет средств работодателя.

 В письме ФСС РФ от 17 февраля 2004 г. N 02-18/07-1034 "Об исчислении пособий педагогическим и медицинским работникам, а также работникам, не получающим полного оклада (ставки)" разъяснено, что при исчислении пособий работникам, не получающим по основной работе полного должностного оклада (тарифной ставки), а также педагогическим и медицинским работникам, в отличие от других работников, учитывается и заработок по работе, выполняемой на условиях совместительства. Учитывая изложенное, при исчислении пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам следует учитывать весь заработок по месту основной работы, включая заработную плату за работу, осуществляемую на условиях внутреннего совместительства.

Оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится пропорционально отработанному времени, в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором (абз. 1 ст. 285 ТК РФ).

Особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, определяются Постановлением Правительства от 15 июня 2007 г. № 375, утвердившим соответствующее Положение.

Следует обратить внимание, что до 1 января 2007 г. размер оплаты по больничному листу зависел от продолжительности непрерывного трудового стажа. Конституционный Суд РФ Определением от 2 марта 2006 г. № 16-О признал положения, увязывающие право на получение пособия по временной нетрудоспособности и его размер с длительностью непрерывного трудового стажа, противоречащими Конституции РФ и вменил федеральному законодателю в обязанность обеспечить введение нового правового регулирования порядка и условий реализации конституционного права каждого на социальное обеспечение в случае болезни с 2007 г., что и было сделано путем принятия ФЗ N 255-ФЗ.

В соответствии с ФЗ № 255-ФЗ размер пособия по временной нетрудоспособности зависит от продолжительности страхового стажа. Пособие выплачивается работнику, имеющему страховой стаж 8 и более лет, в размере 100% среднего заработка. При наличии страхового стажа от 5 до 8 лет - в размере 80% среднего заработка. При страховом стаже до пяти лет - 60% среднего заработка.

Статьей 16 Закона установлено, что в страховой стаж для определения размера пособия по временной нетрудоспособности включаются периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, периоды государственной гражданской или муниципальной службы, а также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию.

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, утвержденные Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ 6 февраля 2007 г. № 91, в пункте 2 установили полный перечень видов деятельности, которые включаются в страховой стаж. Учеба и военная служба в него не входят.

Пособие по беременности и родам предоставляется работающим женщинам в рамках системы социального страхования, является одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию и выплачивается из средств Фонда социального страхования Российской Федерации в размере 100% среднемесячного заработка.

            Как и прежде, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам не могут превышать за полный календарный месяц максимального размера пособия.

В 2007 г. в Конституционный Суд РФ обратилась Т. Баныкина, которая  настаивала на отмене ограничения максимального размера пособия, который не мог превышать в то время 11700 руб. Решение Конституционного Суда РФ № 4-П от 22 марта 2007 г. явилось компромиссным. Пособие было увеличено, но ограничение все же осталось. В соответствии с ФЗ "О бюджете ФСС РФ на 2008 и на плановый период 2009 и 2010 гг." №183-ФЗ от 21.07.2007  максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности предусмотрен в сумме 17250 руб., а пособия по беременности и родам - 23400 руб.

На обобщение поступило одно решение по делам данной категории.

К мировому судье Зейского городского судебного участка обратилась Л.  к ООО «Тепло-19» о взыскании  начисленного, но не выплаченного пособия по беременности и родам  в сумме 15624 руб. 35 коп.  Ответчиком признаны заявленные требования, решением мирового судьи иск удовлетворен.

 

2. Пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием

В целях обеспечения исполнения обязательства из причинения вреда при исполнении трудовых и иных договорных обязательств применяется обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с  Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» ( введен в действие с 6 января 2000 года, далее - Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ). Указанный закон не ограничивает права застрахованных лиц на возмещение вреда, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации, в части, превышающей обеспечение по страхованию, осуществляемое в соответствии с данным законом.

Согласно ст. 3 Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ несчастный случай на производстве - событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть;

профессиональное заболевание - хроническое или острое заболевание застрахованного, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных) производственного (производственных) фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности.

    Рассмотрим конкретные случаи применения данного закона по изученным делам.

    

В силу статьи 3 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ для учета несчастного случая, как произошедшего на производстве, необходимо, чтобы травма была получена работником во время исполнения трудовых обязанностей либо действовавший по заданию работодателя, на территории организации в рабочее время либо во время следования работника на работу или с работы, в том числе на транспортном средстве. Поэтому необходимым условием для признания события несчастным случаем на производстве является наличие причинно-следственной связи между наступившими последствиями и выполнением работником своих трудовых обязанностей, обусловленных трудовым договором.

М. обратился в Благовещенский городской суд с иском к ГУ Московское региональное отделение ФСС РФ о признании  незаконным решения об отказе  в назначении  страхового  возмещения в связи с повреждением  здоровья,  взыскании страховых сумм. В обоснование указал, что работал в ООО «Ригли» в должности торгового представителя.  Приказом  работодателя  с 19 по 24 октября 2004 года был направлен в командировку в г. Сковородино. Согласно приказу, для прибытия и убытия в командировку  истцу надлежало использовать транспорт  – автомобиль  дистрибьютора.  Возвращаясь из командировки на автомобиле дистрибьютора под управлением  водителя Ч., на участке трассы  Сковородино – Шимановск водитель Ч. почувствовал себя плохо, не смог управлять автомобилем,  пересел на пассажирское сиденье, а  истец принял управление автомобилем.  При обгоне и с целью избежания столкновения с автомобилем, идущем по встречной полосе, истец  допустил столкновение с грузовиком, едущим в попутном с ним направлении. В результате  данного ДТП он получил тяжелую травму.

По факту ДТП была создана комиссия по расследованию данного несчастного случая, оформлен  акт о несчастном  случае на производстве, которым  ему была установлена  утрата профессиональной  трудоспособности в размере 60 % .

  В декабре 2006 года он обратился  к ответчику за назначением ему страхового обеспечения в связи с произошедшим  с ним несчастным  случаем на производстве,  но в назначении страхового возмещения ему было отказано.  Ответчик посчитал, что вред здоровью  истцу не был причин при исполнении им  трудовых обязанностей, телесные повреждения  получены истцом  в связи со своими неправомерными действиями, а именно  в связи с  управлением автомобилем в отсутствие прав управления, а также в виду нарушения правил дорожного движения.

Решением суда в удовлетворении иска отказано. Выводы суда основаны на том, что  в должностные обязанности  М. не входило управление автомобилем дистрибьютора, а доводы истца о том, что управление автомобилем было  принято истцом в интересах работодателя, суд посчитал необоснованными. 

Отменяя решение суда в части отказа в  удовлетворении иска о назначении страхового  обеспечения, судебная коллегия указала, что истец повредил здоровье в результате аварии, произошедшей  при его следовании  от места служебной командировки обратно.   Поскольку    факт повреждения здоровья работника   в результате аварии при следовании  из места  служебной командировки в силу ст. 227 ТК РФ подлежит расследованию и учету  как несчастный случай на производстве, у суда первой инстанции  отсутствовали  законные основания   квалифицировать  несчастный случай с истцом как не связанный с производством. 

Кроме того,  несчастный случай с истцом   был расследован комиссией, решением которой факт повреждения  здоровья  истцом квалифицирован несчастным случаем на производстве. По результатам   расследования обстоятельств несчастного случая составлен акт формы Н-1, который  является допустимым  доказательством того, что повреждение здоровья, повлекшее 60 % утрату трудоспособности, произошло с истцом при исполнении  обязательств по трудовому договору.  Указанный акт  ответчиком не оспорен, не признан  в установленном порядке незаконным. 

То обстоятельство, что  истец  допустил неправомерные  действия, выразившиеся в  нарушении Правил дорожного движения, не  влияет на квалификации несчастного случая и не свидетельствует о том, что несчастный случай с истцом не  связан с производством. Вина истца  была учтена комиссией  по расследованию  несчастного случая и признана его  грубой неосторожностью. Степень  вины оценена комиссией в размере 5%.  Таким образом, виновные  действия  истца повлекут  уменьшение размера  ежемесячных страховых выплат, но не  квалификацию несчастного случая, как не связанного с производством.

Судебной коллегией в указанной части принято новое решение, которым отказ государственного учреждения – Московского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в назначении М. страхового  обеспечения  в связи с повреждением здоровья в результате несчастного случая на производстве признан незаконным.  В части требований М. о взыскании единовременной страховой выплаты, задолженности  по ежемесячным страховым выплатам, возложении обязанности производить страховые выплаты – направлено на новое рассмотрение (Кассационное определение №33-635 от 28.03.2008).

Право застрахованных на обеспечение по обязательному социальному страхованию возникает со дня наступления страхового случая, каковыми силу ст. 3 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ признается подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, влекущий возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию.

Исходя из положений статьи 1 Трудового кодекса РФ, статей 3 и 5 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ, лицо, с которым произошел несчастный случай на производстве, подлежит обеспечению по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и в случае, когда работодателем не был надлежащим образом оформлен трудовой договор с потерпевшим, но установлен факт трудовых отношений (п.3 ст. 16 Трудового кодекса РФ).

Несмотря на невыполнение работодателем в указанном случае обязанности по уплате страховых взносов в региональное отделение Фонда социального страхования за работника, взыскание выплат за причиненный вред здоровью в пользу работника следует производить с Фонда социального страхования, поскольку согласно статье 219 Трудового кодекса РФ неблагоприятные последствия за неисполнение работодателем (страхователем) своих обязанностей не должно распространяться на потерпевшего работника.

Мировым судьей Благовещенского городского судебного участка №7 30 мая 2008 года рассмотрено дело по иску Г. к индивидуальному предпринимателю М. об обязании заключить  трудовой договор, взыскании пособия по временно нетрудоспособности за  период с 11 декабря по 11 мая 2008 года исходя из минимального размера оплаты труда, равного величине прожиточного минимума, увеличив эту сумму на 50 % (районный коэффициент и за работу в южных районах Дальнего Востока), компенсации морального вреда.  Требования обоснованы тем, что 10 декабря 2007 года без заключения трудового договора истец был допущен к работе  зам. директора М. 11 декабря  в результате падения листов ламината истец получил травму ноги.   Ответчик отказался оплатить ему больничные листы, указав, что истец был допущен к работе лицом, не имеющим права приема граждан на работу.

Решением мирового судьи  был установлено наличие фактического допущения Г. к работе у М. с 10 декабря 2007 года, в пользу истца взыскана компенсация морального вреда в размере 5000 руб., в  удовлетворении остальной части  требований отказано.  Разрешен вопрос о госпошлине.

Судом установлено, что  у ответчика  имелась вакансия распиловщика, заработная плата которого согласно  штатному расписанию составляла 3450 рублей. 8 декабря истец заполнил анкету и передал ее зам. директора М., по распоряжению которой 10 декабря  был допущен к работе на  охраняемой территории Судостроительного завода. Доводы ответчика о том, что истец был допущен к работе лицом, не имеющим права приема граждан на работу, были признаны судом несостоятельными на основании ст. 16 ТК РФ и  п. 12 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 года №2.

Между тем, мировой судья  отказал в требованиях обязать ответчика заключить с истцом трудовой договор,  указав, что  с момента вступления в законную силу решения суда, констатирующего фактический допуск истца к работе,  работодатель обязан сам заключить трудовой договор  в срок, установленный ст. 67 ТК РФ, а также во взыскании пособия по временной нетрудоспособности, признав представленный истцом расчет неправильным.

   Вряд ли можно согласиться с таким подходом к разрешению трудового спора, поскольку обязанностью суда является восстановление нарушенных прав работника и препятствий к её выполнению не было.

Рассматривая дела, связанные со стойкой утратой трудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания,  необходимо иметь в виду, что диагноз - профессиональное заболевание имеют право устанавливать впервые специализированные лечебно-профилактические учреждения (например, Центры профпатологии, клиники и отделы профзаболеваний НИИ, кафедры профзаболеваний медицинских институтов, государственных институтов для усовершенствования врачей).

Право на установление группы инвалидности по профессиональному заболеванию и процента утраты профессиональной трудоспособности предоставлено учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы (Правила установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г. № 789, п.6 постановления Правительства РФ от 16 декабря 2004 г. №805 «О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы»).

В Благовещенский районный суд обратился Б. с требованиями к ГУ – региональному отделению фонда социального страхования Российской Федерации по Чукотскому  автономному округу об оспаривании приказов, определении суммы  ежемесячной страховой выплаты, взыскании задолженности по ежемесячным страховым выплатам.

           В обоснование указал, что  в виду работы с 1977 года по январь 1991 года  горнорабочим очистного забоя в Полярнинском горно–обогатительном комбинате шахта «Восточная» он приобрел  профессиональные заболевания. По заключению МСЭ  от 15 марта 2005 года утратил 70% профессиональной  трудоспособности,  с 14  марта 2006 года  после переосвидетельствования ему   установлено 80 % утраты  трудоспособности, с  19 марта 2007 год по 1 апреля 2008 года  установлено 90% утраты  трудоспособности.   Приказами ответчика  истцу были  установлены ежемесячные страховые выплаты,  размер которых Б. оспаривает, считая их заниженными.  По утверждению  истца,  при исчислении размера  страховой выплаты  к суммам  заработка подлежат применению  коэффициенты 3 и 6, предусмотренные  постановлением Верховного Совета РФ от 24 декабря 1992 года,  поскольку  профессиональные заболевания были  получены в период работы на  шахте. Кроме того,  суммы заработка, подлежат индексации пропорционально  росту минимального  размера оплаты труда. В виду изложенного, истец настаивал на взыскании  задолженности по ежемесячным страховым выплатам,  просил определить  размер ежемесячной страховой выплаты.

Решением суда от 12 мая 2008 года заявленные требования удовлетворены. Суд признал несостоятельными доводы ответчика о том, что профессиональные заболевания и проценты утраты профессиональной трудоспособности были установлены истцу  спустя 15 лет после увольнения с шахты, в связи с чем они получены не в период его работы на данном предприятии. Доказательством, опровергающим  указанные доводы, стал акт о случае профессионального заболевания от 5 июля 2004 года, согласно которому развитию заболеваний истца способствовали условия труда на протяжении 13 лет в качестве проходчика шахты. Непосредственной причиной заболевания послужило неудобная поза в течение рабочей смены при выполнении трудовых операций, перемещение груза в течение смены одномоментно весом 20-40 кг, уровень запыленности, превышающий ПДК в 13-38 раз. На основании исследованных документов суд пришел к правильному выводу о том, что профессиональное заболевание, т.е. повреждение здоровья Б., получено в период его работы в шахте «Восточная» Полярнинского ГОКа. (Решение Благовещенского  районного суда от 12 мая 2008 года).   

Представляет интерес и другое дело по факту повреждения здоровья в результате несчастного случая на производстве.

 

Ф. обратился в Тындинский районный суд с иском к ГУ Амурское региональное отделение ФСС РФ, ФГУ Главное бюро МСЭ Амурской области, Отделенческой больнице на ст. Тында о признании факта полной утраты профессиональной трудоспособности, назначении ежемесячных страховых выплат в счет возмещения ущерба, причиненного повреждением здоровья, взыскании задолженности по страховым выплатам. В обоснование заявленных требований указал, что он работал монтером пути в «Тында-Бамовской дистанции пути» МПС. 05 декабря 2001 года произошел несчастный случай на производстве. В результате травмы ему причинена травматическая ампутация ногтевых фаланг I и IV пальцев левой кисти, обширная резаная рана левой кисти. В связи с этим был составлен акт о несчастном случае на производстве. Согласно выписке из протокола заседания врачебно-консультационной комиссии дорожной больницы ст. Тында ему был рекомендован труд, не связанный с движением поездов, переработкой норм-часов, работой на холоде, поднятием тяжести свыше 7 кг.

Согласно заключению МСЭ ему была установлена степень утраты профессиональной трудоспособности в размере 10%. Не согласившись с данным заключением, он обжаловал его в Главное Бюро МСЭ, которое подтвердило решение об утрате им всего 10% профессиональной трудоспособности на определенный срок. Считал, что он утратил трудоспособность на 100%, и Амурское региональное отделение ФСС РФ должно было назначить ему выплаты в размере 100 % утраченного заработка на основании акта о несчастном случае на производстве, заключения Государственного инспектора, а также потому, что не были обеспечены условия охраны труда, он уволен с работы.

Решением Тындинского районного суда от 27 мая 2008г. исковые требования Ф. удовлетворены частично. На ГУ Амурское региональное отделение ФСС РФ возложена обязанность назначить Ф. страховые выплаты на основании заключения медико-социальной экспертизы и представленных страхователем документов.

Решение отменено судебной коллегией в связи с неправильным толкованием п. 5 ст. 15 ФЗ от 24.07.1998г. № 125-ФЗ. Исходя из смысла указанной нормы права, заявление об установлении факта несчастного случая принимается к производству суда в случаях, когда, например, расследование несчастного случая не проводилось, акт о несчастном случае не составлялся и составить его в данное время невозможно; акт был составлен, но впоследствии утрачен и восстановить его во внесудебном порядке не представляется возможным; при составлении акта была допущена ошибка, препятствующая признанию факта несчастного случая, и исправить эту ошибку во внесудебном порядке оказалось невозможным.

Таким образом, закон прочно связывает факт отсутствия акта о несчастном случае на производстве, или какого-либо другого документа, подтверждающего произошедший несчастный случай с возможностью установления юридического факта несчастного случая для назначения обеспечения по страхованию в судебном порядке.

Кроме того, для быстрого рассмотрения жалоб и обращений, с целью оперативного восстановления нарушенных прав и устранения возможных ошибок (такие функции, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2004 года № 805 «О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы», выполняются главным и федеральным бюро медико-социальной экспертизы) как застрахованному, так и другим участникам страховых отношений (страховщику, страхователю) до обращения в суд либо одновременно с этим пунктами 31 и 32 Правил предоставлено право обжаловать решение учреждения медико-социальной экспертизы в учреждение, проводившее освидетельствование пострадавшего, или в главное бюро медико-социальной экспертизы, или в орган социальной защиты населения субъекта Российской Федерации. (Кассационное определение №33-1427 от 9.07.2008).

При разрешении дел об обжаловании   заключения МСЭ суд вправе проверить лишь соблюдение процедуры проведения данной экспертизы по Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г. № 789,  поскольку данный вопрос относится к исключительной  компетенции  медико-социальной экспертизы.

В проекте постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья» (далее Проект постановления Пленума) обращается внимание судов на то, что  степень утраты  профессиональной  трудоспособности должна определяться  в зависимости от  способности  пострадавшего осуществлять  не любую трудовую деятельность, а только  профессиональную деятельность, причем такую, которая имела место до наступления страхового случая. Поэтому,  если застрахованный  не способен  выполнять  ту трудовую функцию, которая в силу ст. 57 ТК РФ является обязательным условием трудового договора, то способность осуществлять профессиональную деятельность утрачивается полностью.

В Проекте постановления Пленума приводится и иная позиция, согласно которой  сама по себе утрата профессиональной способности трудиться  на прежнем месте по прежней специальности после производственной травмы (или профессионального заболевания) не является безусловным  основанием для признания  пострадавшего во всех случаях полностью нетрудоспособным с установлением 100 % утраты профессиональной трудоспособности, если у гражданина отсутствуют признаки  резко выраженного нарушения функций организма  и абсолютные противопоказания для выполнения любых видов профессиональной деятельности (п. 14 Правил) и, кроме того, если он имеет возможность осуществлять трудовую деятельность по другим специальностям.

В соответствии с ч.1 и ч. 3 ст. 12 ФЗ от 24.07.1998г. № 125-ФЗ размер ежемесячной страховой выплаты определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности, а среднемесячный заработок застрахованного исчисляется путем деления общей суммы его заработка (с учетом премий, начисленных в расчетном периоде) за 12 месяцев повлекшей повреждение здоровья работы, предшествовавших месяцу, в котором с ним произошел несчастный случай на производстве, установлен диагноз профессионального заболевания или (по выбору застрахованного) установлена утрата (снижение) его профессиональной трудоспособности, на 12.

При новом рассмотрении дела в части требований М. о взыскании единовременной страховой выплаты, задолженности  по ежемесячным страховым выплатам, возложении обязанности производить страховые выплаты (Обстоятельства дела изложены  ранее), суд удовлетворил заявленные требования.

Выводы суда основаны на ст. 11  Федерального Закона от 24.07.1998г. № 125-ФЗ о размере единовременной страховой  выплате с применением районных коэффициентов и ст. 14 Федерального Закона «О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2008 год», которой определена сумма данного вида страховой выплаты в размере 50900 рублей.

С учетом  степени утраты  профессиональной  трудоспособности в связи с трудовым увечьем в размере 60 %, установленной МСЭ, суд  взыскал с ответчика 48864 рубля (из расчета 50900 х 60% х1,6).

Разрешая вопрос о размере ежемесячной страховой выплате, судом установлено, что несчастный случай произошел  с М. 27 октября 2004 года, в связи с чем при исчислении среднемесячного заработка  был использован заработок истца, полученный им с октября 2003 года по сентябрь 2004 года, который составил 20 426,85 руб. (из расчета 245 122,25 /12).

Таким образом,   размер  ежемесячной страховой выплаты составил 12 256,11 рублей (из расчета 20 426,85 рублей х 60% утраты профессиональной трудоспособности). На основании ст. 14 Федерального Закона от 24.07.1998г. № 125-ФЗ суд учел степень вины М. – 5%, установленную актом Н-1, и уменьшил  размер ежемесячный  страховых выплат до 11643,30 рублей. Именно данная сумма подлежала выплате в пользу истца с 30 октября 2006 года, т.е. с момента установления факта утраты профессиональной трудоспособности.

Применив ч. 11 ст. 12 Федерального Закона от 24.07.1998г. № 125-ФЗ об индексации  размера ежемесячной страховой выплаты и постановления Правительства РФ №163 от 15.03.2007 и №786 от 19.11.2007 о коэффициенте индексации, суд определил, что с 30 октября по 31 декабря 2006 года  ответчик должен был ежемесячно в пользу истца производить  страховые выплаты в размере 11643,30 рублей, с 1 января по31 декабря 2007 года -  в размере 12516,55 (из расчета 11643,30 рублей х1,075), а с 1 января по 30 апреля 2008 года – 13 580,45 рублей (из расчета 12 516,55 рублей х 1,085).Общая сумма задолженности была определена судом  путем умножения ежемесячного размера  страховой выплаты, установленного на указанный период)  на количество месяцев, в течение которых  он действовал, и, как следствие, сложение полученных результатов за все периоды (Решение Благовещенского городского суда от 10 июня 2008 года по делу №2-174/08).  

Если на момент установления профессионального заболевания и процентов утраты профессиональной трудоспособности гражданин уже не состоял в трудовых отношениях с работодателем, то в силу п. 5 ст. 12  Федерального Закона от 24.07.1998г. № 125-ФЗ в случае наступления страхового случая  страховые суммы подлежат выплате такому гражданину и после окончания срока действия трудового договора.

   

В силу п. 2 ст. 10 и абз. 2 п. 7 ст. 15 Федерального Закона от 24.07.1998г. № 125-ФЗ у субъекта страхования обязанность произвести выплату единовременных страховых выплат до истечения календарного месяца со дня назначения данных выплат единовременные страховые выплаты производятся не позднее одного календарного  месяца со дня назначения указанных выплат. Обязанность о выплате  единовременных страховых выплат исходя из п. 2 ст. 10 и абз. 2 п. 7 ст. 15 ФЗ до истечения календарного  месяца со дня назначения данных выплат. 

С момента  нарушения  указанных сроков субъектом страхования, назначившим и обязанным производить страховые выплаты работнику, пострадавшему  в результате несчастного случая на производстве, начисляется пеня в размере 0,5 %  от назначенной этому работнику суммы страховой выплаты за каждый день просрочки (п. 8 ст. 15).

В случае возникновения спора о праве на назначение страховых выплат (О размере страховых выплат), пеня должна начисляться с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку именно с этого момента в бесспорном порядке на ФСС возлагается обязанность по выплате страхового возмещения.

 Л. обратилась в Благовещенский городской суд с иском к ГУ Амурское региональное отделение ФСС о взыскании пени за задержку единовременной страховой выплаты. Требования обоснованы тем, что 02 марта 1998 года с мужем истицы - Л.А., находившимся на работе, произошел несчастный случай, от которого он умер. 20 апреля 2004 года истица обратилась в ФСС с заявлением о назначении страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. 28 декабря 2004 года в назначении выплат ей было отказано. Решением Благовещенского городского суда от 19 декабря 2005 года установлено, что произошедший с супругом истицы случай является страховым. Суд рассмотрел требования в соответствии со ст. 196 ГПК РФ и ст. 208 ГК РФ, взыскал страховое возмещение за три года, предшествующих обращению в суд, то есть, за период с 20 июня 2002 года. Истица полагает, что имеет право на получение страховых выплат за прошлое время - за три года, предшествовавших обращению за обеспечением по обязательному страхованию, то есть, с 05 мая 2001 года. Недополученным осталось страховое возмещение за период с 05 мая 2001 года по 19 июня 2002 года в размере 103 199, 11 рублей. Также заявлены требования о взыскании пени за задержку назначения единовременной страховой выплаты. Решением Благовещенского городского суда от 26 июня 2006 года в пользу Л. взыскана пеня за период с 01 февраля 2005 года по 31 января 2006 года, она же полагает, что пеня должна была начисляться с 17 декабря 2004 года. Судебными актами установлено, что обязанность по назначению страхового возмещения возникла у ответчика с 16 декабря 2004 года, уточнив исковые требования, представитель истицы просила довзыскать пеню за период с 17 декабря 2004 года по 31  января 2005 года в сумме 17884,80 рубля.

Установив, что произошедший с Л.А. несчастный случай на производстве был признан страховым решением Благовещенского городского суда от 19 декабря 2005 года, вступившим в законную силу 10 января 2006 года, суд пришел к правильному выводу о том, что обязанность по выплате страхового возмещения возникла у ответчика с указанной даты. Исходя из даты наступления у истицы права на получение страхового возмещения, определяемого моментом вступления в силу решения суда, и с учетом положений ч.2 ст. 10 ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", суд высказал суждение о том, что ответчик должен был произвести единовременную страховую выплату не позднее 12 января 2006 года.
Поскольку единовременная страховая выплата была назначена истице на основании решения суда 31 января 2006 года и выплачена 1 февраля 2006 года, оснований для удовлетворения требований о взыскании пени за период с 17 декабря 2004 года по 31 января 2005   года не   имелось. Решение оставлено без изменения судом кассационной инстанции (кассационное определение №33-142/08 от 13.02.2008).

Согласно статье 23 Федерального закона №125-ФЗ в случае реорганизации страхователя - юридического лица его обязанности, установленные настоящим Федеральным законом, включая обязанность по уплате страховых взносов, переходят к его правопреемнику. При ликвидации страхователя - юридического лица он обязан внести страховщику капитализированные платежи в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В состав ликвидационной комиссии может включаться представитель страховщика.

Статья 135 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает, что определение размера требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, осуществляется путем капитализации соответствующих повременных платежей, установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и подлежащих выплате гражданам до достижения ими возраста семидесяти лет, но не менее чем за десять лет. Порядок и условия капитализации соответствующих повременных платежей определяются Правительством Российской Федерации. В случае, если возраст гражданина превышает семьдесят лет, период капитализации соответствующих повременных платежей составляет десять лет. С выплатой капитализированных повременных платежей, размер которых определяется в порядке, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи, прекращается соответствующее обязательство должника. С согласия гражданина его право требования к должнику в сумме капитализированных повременных платежей переходит к Российской Федерации. Указанное требование в случае перехода  его к Российской Федерации также удовлетворяется в первую очередь. В этом случае обязательства должника перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей переходят к Российской Федерации   и   исполняются   Российской   Федерацией   в   соответствии   с федеральным законом в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ определен порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях. Вместе с тем, в качестве специальной нормы, регламентирующей порядок капитализации платежей при ликвидации работодателя, действует предписание, обязывающее работодателя (страхователя) в безальтернативном порядке внести капитализированные платежи в ФСС (страховщику) в порядке, определенном постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2000 года №863 и методикой расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей, утвержденной постановлением ФСС РФ от 30 июля 2001 года №72.

В случаях выплаты гражданину (потерпевшему) единовременной суммы в счет возмещения вреда здоровью без их капитализации в ФСС, правовых оснований для возложения обязанности по выплате на Фонд не имеется, поскольку гражданин выбрал соответствующий вариант реализации своего права, получив сумму капитализированных платежей единовременно.

При рассмотрении иска гражданина (пострадавшего) к ликвидируемому юридическому лицу (работодателю) о взыскании единовременных сумм в счет возмещения вреда, в стадии подготовки дела к судебному разбирательству суду надлежит привлекать к участию в деле качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет спора (согласно требованиям ст.42 ГПК РФ), Фонд социального страхования РФ и производить взыскание капитализированных платежей в его пользу в соответствии с требованиями статьи 23 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ.

Согласно пунктам 1 и 5 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ лицам, получившим до вступления в силу Федерального закона увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей и подтвержденные в установленном порядке, а также лицам, имеющим право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца, обеспечение по страхованию производится страховщиком в полном объеме независимо от того, была ли произведена капитализация платежей при ликвидации юридического лица, ответственного за выплату пострадавшим возмещения вреда.

При разрешении дел, связанных с капитализацией платежей при банкротстве (ликвидации) юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный жизни и здоровью, потерпевшему (не являющемуся застрахованным и иным лицом, имеющим право на страховые выплаты) следует выяснять, имело ли место согласие потерпевшего на передачу Российской Федерации права требования к должнику  в  размере  капитализированных  платежей   (пункт  3   статьи   135 Федерального закона от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). При этом необходимо учитывать, что в случае получения потерпевшим капитализированных платежей, рассчитанных конкурсным управляющим, обязательство должника, признанного банкротом, прекращается.

В проекте постановления Пленума содержатся  два варианта разъяснений вопроса о том, кем должны выплачиваться ежемесячные суммы потерпевшим: за счет казны РФ (поскольку до настоящего времени Правительством РФ не определен государственный орган, уполномоченный производить эти выплаты, а после определения такого органа – указанным органом), либо Фондом социального страхования РФ, который является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ, управляющий средствами государственного социального страхования РФ и предоставляющий обеспечение по обязательному социальному страхованию застрахованным и иным лицам, имеющим право на получение страховых выплат.

С учетом  сформировавшейся судебной практики выплата данного вида пособия застрахованному, состоявшему в трудовых отношениях с юридическим лицом, признанным банкротом,   производится ФСС РФ.

Орган, исполняющий обязательства Российской Федерации перед застрахованным и не состоящем в трудовых отношениях  с юридическим лицом, признанным банкротом, по выплате капитализированных повременных платежей, в настоящее время не определен. В связи с чем, ответчиком по данному делу будет являться Министерство финансов РФ. 

Например, Б. обратился в Благовещенский городской суд с иском к  Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области о возложении обязанности по выплате ежемесячных платежей в счет возмещения вреда здоровью, взыскании задолженности по выплате сумм в счет возмещения вреда здоровью. В обоснование заявленных требований указал, что 15 декабря 1978 года в результате ДТП, произошедшего по вине водителя автоколонны № 1536 ему были причинены телесные повреждения, вследствие чего он является инвалидом второй группы третьей степени. В трудовых отношениях с указанным предприятием истец не состоял. Автоколонна № 1536 была преобразована в ОАО «ПАТО». Решением суда от 2 февраля 1987 года,  с ОАО «ПАТО» в пользу Б. установлены выплаты ежемесячных платежей в счет возмещения здоровья. Решением Арбитражного суда Амурской области от 22 мая 2006 года ОАО «ПАТО» признано банкротом. Истец обратился с заявлением о переходе права требования по капитализированным платежам на возмещение вреда здоровью к Российской Федерации, предусмотренным статьей 135 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ  «О несостоятельности (банкротстве)».

Истец пояснил, что обращался в Фонд социального страхования РФ с заявлением о согласии на переход принадлежащего ему права требования в сумме капитализированных повременных платежей к Российской Федерации в лице Фонда социального страхования Российской Федерации. В связи с несогласием ФСС РФ принять соответствующие обязанности, обращался в суд. Решением Благовещенского городского суда от 18.12.2007 в удовлетворении исковых требований Б. к ФСС РФ было отказано. Данное решение вступило в законную силу. В настоящее время орган, исполняющий обязательства Российской Федерации перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей, не определен. Однако ввиду того, что данное обязательство Российской Федерации  носит безусловный характер, оно подлежит исполнению за счет казны Российской Федерации.

Решением Благовещенского городского суда от 23 июня 2008 года исковые требования оставлены без удовлетворения.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции сделал вывод о том, что Б. не высказал согласие на переход к Российской Федерации принадлежащего ему права требования к должнику.

Однако, как следовало из материалов дела, Б. выразил свое согласие на переход права требования к государству, обращался в ФСС РФ с заявлением с просьбой  принять от имени Российской Федерации права требования к должнику и исполнять обязательства, перешедшие таким образом к Российской Федерации. Из материалов дела не следует, что Б. когда-либо возражал против перехода права требования к Российской Федерации. Также из дела не следует, что Б. получил капитализированные платежи в ходе конкурсного производства в отношении ОАО «ПАТО».

При таких обстоятельствах судебная коллегия пришла к выводу о том, что Б. выразил свое согласие на переход к Российской Федерации его права требования к должнику.

Данная позиция высказана Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в определении от 31 августа 2007 года № 4-В07-49, в котором указано, что если при ликвидации должника гражданин не получил капитализированные платежи, то обязательство по возмещению вреда переходит к государству и подлежит исполнению за счет казны Российской Федерации. А после определения Правительством Российской Федерации органа, уполномоченного производить соответствующие выплаты, - указанным органом.

В связи с чем, судебная коллегия указала, что истцом совершены действия, с которыми законодатель связывает переход к Российской Федерации обязательств должника, признанного несостоятельным (банкротом), перед кредитором первой очереди.

Таким образом, у Российской Федерации возникли обязательства перед Б. по совершению выплат по возмещению вреда жизни или здоровью. 

По делу принято новое решение, которым на казну Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации возложена обязанность по выплате Б. ежемесячных платежей в счет возмещения вреда здоровью: с 1 мая 2008 года выплачивать пожизненно ежемесячные платежи в размере 7 993 рубля 94 копейки, с последующей индексацией с учетом роста индекса потребительских цен. (Кассационное определение №33-1550/08 от 25.07.2008).

 

3. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет

Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей" №207-ФЗ от 5 декабря 2006 г., вступившим в силу с 1 января 2007 г., были внесены значительные изменения в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" № 81-ФЗ от 19 мая 1995 г.

Прежде всего, необходимо обратиться к статье 1 Закона от 19 мая 1995 г. в измененной редакции, которая, определяя сферу его действия, устанавливает, что, помимо семей российских граждан, проживающих на территории России; граждан РФ из числа военнослужащих по контракту (независимо от места прохождения ими военной службы); других приравненных к ним лиц (проходящих службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе и др.); гражданского персонала воинских формирований РФ на территориях иностранных государств, государственные пособия на детей будут получать с 1 января 2007 г. семьи иностранных граждан, лиц без гражданства, а также беженцев только из числа постоянно проживающих на территории России.

Изменения, внесенные Федеральным законом N 207-ФЗ от 5 декабря 2006 г., затронули и нормы Закона о ежемесячном пособии на период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет: изменилось название данного пособия; расширился круг его получателей; изменился порядок определения его размера и продолжительность его выплаты для отдельных лиц (статьи 13, 14, 15).

Порядок определения размера пособия по уходу за ребенком (статья 15 Закона).

Если ранее пособие назначалось в твердой денежной сумме - 700 руб. всем гражданам, независимо от числа детей, за которыми осуществлялся уход, то с 1 января 2007 г. размер пособия определяется в зависимости от категории его получателя - в процентном отношении к среднему заработку либо в твердой денежной сумме и зависит от очередности рождения ребенка.

В зависимости от порядка определения размера пособия все лица, осуществляющие уход за детьми, делятся на две группы.

К первой группе относятся матери либо отцы, другие родственники, опекуны, относящиеся к 1-й, 2-й, 3-й, 4-й категориям получателей, то есть:

1) все лица, подлежащие обязательному социальному страхованию;

2) матери - военнослужащие по контракту и иные приравненные к ним лица - матери и отцы;

3) все лица из числа гражданского персонала воинских формирований РФ, находящихся на территории иностранных государств;

4) лица, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком:

а) в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности в качестве индивидуального предпринимателя; частного нотариуса, адвоката и др.;

б) в связи с истечением срока трудового договора в воинских частях за пределами РФ;

в) матери, уволенные в связи с переводом мужа из воинских частей за пределами РФ в Россию.

Пособие определяется им в размере 40% от их среднего заработка (дохода, денежного довольствия) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком.

Исчисление среднего заработка для расчета ежемесячного пособия по уходу за ребенком производится согласно Постановлению Правительства РФ "Об исчислении среднего заработка (дохода) при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию" от 30 декабря 2006 г. № 870 в порядке, установленном для исчисления пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам.

Порядок исчисления указанных пособий установлен статьей 14 Федерального закона "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ.

Ко второй группе относятся остальные категории получателей данного пособия (5-я, 6-я, 7-я категории):

1) матери, уволенные в период беременности или отпуска по беременности и родам в связи с:

а) ликвидацией организации, прекращением деятельности в качестве индивидуального предпринимателя; частного нотариуса, адвоката и другими лицами, чья профессиональная деятельность подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию;

б) в связи с истечением срока трудового договора в воинских частях за пределами РФ;

в) в связи с переводом мужа из воинских частей за пределами РФ в Россию.

2) матери, отцы, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию (в том числе студенты и аспиранты очной формы обучения);

3) другие родственники, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию.

Им пособие назначается в твердой денежной сумме:

  • 1500 руб. - по уходу за первым ребенком;
  • 3000 руб. - по уходу за вторым и последующими детьми.

При определении размера пособия за вторым ребенком и последующими детьми должны учитываться предыдущие дети, рожденные или усыновленные матерью данного ребенка, а в случае ухода за ребенком матерью, лишенной родительских прав в отношении своих предыдущих детей, размер пособия исчисляется без учета таких детей. (Это правило применяется и при определении размера минимального пособия по уходу для получателей 1-й группы.)

В случае ухода за двумя и более детьми одновременно исчисленный размер пособия (в твердой денежной сумме или в процентном отношении к заработку) суммируется. При этом суммированный размер пособия, исчисленный исходя из среднего заработка, не может превышать 100% размера указанного заработка (дохода, денежного довольствия), но не может быть менее суммированного минимального размера пособия.

Продолжительность выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком указана в новой редакции статьи 14 и имеет свои особенности для различных категорий получателей.

Ежемесячное пособие по уходу выплачивается:

1) матерям, уволенным в период беременности, а также матерям или отцам, опекунам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, - со дня рождения ребенка по день исполнения ребенку 1,5 лет;

2) другим родственникам (за исключением родителей), не подлежащим обязательному социальному страхованию, осуществляющим уход за ребенком, принятым в семью по различным основаниям, - со дня рождения, но не ранее дня смерти родителей (одного их родителей) либо дня вынесения соответствующего решения (суда, органа опеки и попечительства, заключения органа здравоохранения) по день исполнения ребенку 1,5 лет;

3) матерям, уволенным в период отпуска по беременности и родам, - со дня рождения ребенка или со дня, следующего за днем окончания отпуска по беременности и родам, и по день исполнения ребенку 1,5 лет.

При этом данное пособие выплачивается им со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком (для лиц, не подлежащих обязательному социальному страхованию, - со дня рождения ребенка) по день исполнения ребенку полутора лет.

 Источники финансирования выплаты данного пособия зависят от категории получателей данного пособия и не претерпели изменений (статья 4 Закона).

Из средств Фонда социального страхования данное пособие выплачивается:

а) лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию;

б) лицам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования;

в) женщинам, уволенным в период беременности или отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организации или прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем (частными нотариусами, адвокатами и т.д.);

г) лицам, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций или прекращением деятельности индивидуальными предпринимателями (частными нотариусами и т.д.).

Всем остальным категориям получателей (в том числе лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию) пособие выплачивается за счет средств федерального бюджета.

Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 866 "О порядке финансового обеспечения расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, в соответствии с Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" предусмотрено заключение договоров на финансовое обеспечение расходов по выплате указанного пособия с органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения выплаты пособий через органы социальной защиты населения по месту жительства получателей пособий.

Подробно порядок назначения и выплаты всех видов государственных пособий гражданам, имеющим детей, регулируется новым Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. №865.

Судами Амурской области за период с 2007 по 2008 год рассмотрено 111 дел данной категории. Михайловским районным судебным участком по 110  делам производство прекращено в связи с добровольной уплатой  истцам денежных сумм. 

К мировому судье Тындинского районного судебного участка обратилась Т.(К.)  к ГУ ВПО «Дальневосточный  государственный университет путей сообщения» о взыскании пособия на период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет, индексации и компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований указала,  что на основании  приказа ей был предоставлен  частично оплачиваемый отпуск  по уходу за ребенком  до достижения им 1,5 лет и назначено ежемесячное пособие в размере 650 рублей. В октябре 2005 года ей стало известно о том, что перечисляемое пособие с июня 2002 года по 8 июня 2003 года на общую сумму 7800 рублей выдано бухгалтерией техникума по платежным ведомостям постороннему лицу. 13 декабря 2005 года по данному факту возбуждено уголовное дело по ст. 159 ч. 2 УК РФ. В процессе расследования заключением эксперта было установлено, что подписи в графе «расписка в получении» напротив фамилии истца выполнены другим лицом с подражанием подписи истца.  Просила суд взыскать с ответчика  пособие с учетом индекса потребительских цен в размере 13235,30 руб., компенсацию морального вреда.

Решением мирового судьи от 26 сентября 2007 года требования удовлетворены частично.

            Апелляционным решением Тындинского районного суда от 2 июля 2008 года по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении иска. Судом апелляционной инстанции по ходатайству ответчика 15.11.2007 года была проведена повторная почерковедческая экспертиза, выводы которой прямо указывали на то, что подписи в ведомостях выполнены истицей. 

Определением суда от 17 января 2008 года назначена комиссионная почерковедческая экспертиза, выводы которой подтвердили  выводы экспертов, изложенные в заключении от 15 ноября 2007 года.  Заключения экспертов от 15.11.2007 и 17.01.2008 и стали основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку были аргументированы, не содержали противоречий, не вызывали сомнения в их обоснованности. В то время как в исследовательской части заключения экспертов, имеющегося в материалах уголовного дела,  проведено сравнение с подписью  Н., личность которого или которой не установлена судом. Кроме того, в заключение не была указана методика проведения  судебно-почерковедческой экспертизы. (Апелляционное решение Тындинского районного суда от 2.07.2008 года).

 

 4. Пособие по безработице

Одной из гарантий государства в области занятости является обеспечение социальной поддержки (ст. 12 Закона «О занятости населения в Российской Федерации»). Для безработных граждан социальная поддержка заключается в выплате им пособия по безработице.

В соответствии со ст. 31 Закона РФ "О занятости населения в РФ" пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.

П. обратилась в Зейский районный  суд с иском к Зейскому районному  Совету народных депутатов о взыскании среднего заработка за врем вынужденного прогула, взыскании компенсации морального вреда, возмещения материального  ущерба в связи с незаконным увольнением: упущенного пособия по безработице, расходов, связанных с проездом  в суд кассационной и надзорной инстанций, компенсацию за фактическую потерю времени, предоставление неиспользованного льготного проезда к месту отдыха.

Решением   суда от 29 марта 2007 года были удовлетворены требования П., в ее пользу взыскана заработная плата за время вынужденного прогула, компенсация морального вреда и судебные издержки. В удовлетворении требований о  взыскании упущенного пособия по безработице и  компенсации за  фактическую потерю времени  отказано.

Требования о взыскании упущенного пособия по безработице обоснованы истицей  тем, что из-за  нарушения ее права на труд и указание в приказе дискредитирующей формулировки увольнения, она была лишена возможности  получать пособие по безработице в установленной законом размере и порядке. Суд признал данное утверждение истицы обоснованным. Между тем, указал, что пособие   по безработице не может быть расценено как убытки в виде  упущенной выгоды, т.к. трудовое законодательство   предусматривает возмещение убытков при сложившейся ситуации в виде взыскании оплаты труда за время вынужденного прогула. При этом пособие по безработице действующим законодательством не отнесено к  числу выплат, подлежащих  зачету при определении  размера оплаты времени вынужденного прогула (п. 62 постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 год №2  «О применении судами РФ Трудового Кодекса РФ»).  

Поскольку решением  суда в пользу истицы взыскан средний заработок за время вынужденного прогула, период которого совпадает с периодом возможного получения истицей пособия по безработице, суд правильно не усмотрел оснований для  взыскания в пользу истицы неполученной социальной выплаты. (Решение Зейского районного суда от 29.03.2007).

Согласно действующему законодательству каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать двенадцати месяцев в суммарном исчислении в течение восемнадцати календарных месяцев.

Для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволенных из организаций по собственному желанию, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством, уволенных из организаций по любым основаниям в течение двенадцати месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевших в этот период оплачиваемую работу менее двадцати шести календарных недель, а также для граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия, каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать шести месяцев в суммарном исчислении в течение двенадцати календарных месяцев (п. 4 ст. 31 Закона РФ "О занятости населения в РФ").

Безработные граждане, не трудоустроенные по истечении первого периода выплаты пособия по безработице, имеют право на повторное получение пособия по безработице, если иное не предусмотрено законом. Общий же период выплаты пособия по безработице гражданину не может превышать двадцати четырех календарных месяцев в суммарном исчислении в течение тридцати шести календарных месяцев (п. 5 ст. 31 Закона РФ "О занятости населения в РФ").

Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц (п. 6 ст. 31 Закона РФ "О занятости населения в РФ").

Б. обратилась к мировому судье Зейского городского судебного участка  с иском к ГУ Амурской области Центр занятости  населения г. Зеи о взыскании пособия по безработице. В обоснование заявленных требований указала, что с 15 марта 2005 года она состояла на учете  в Центре занятости. С 21 февраля 2006 года по 10 июля 2006 года  находилась в отпуске по беременности и родам, в связи с чем пособие по безработице ей не выплачивалось. На основании Приказа  от 20 марта 2006 года истице был продлен  период выплаты пособия по безработице с 19 сентября 2006 года по 10 января 2007 года. Однако 14 сентября 2006 года выплата пособия была прекращена в связи с  истечением общего периода выплаты пособия по безработице  - 18 календарных месяцев. Просила суд взыскать с ответчика  пособия за период с 10 октября 2006 года по 10 января 2007 года.

Решением мирового судьи требования удовлетворены.

По делу установлено, что первый период  выплаты пособия по безработице  начинался с 15 марта 2005 года по 14 сентября 2005 (6 месяцев), шестимесячный перерыв с 15 сентября 2005 года по 14 марта 2006 года,  второй период выплаты пособия   - с 15 марта 2006 года по 14 сентября 2006 года.

 По основаниям п. 4 ст. 35 Закона РФ «О занятости населения в РФ» пособие в период нахождения истицы в отпуске по беременности и родам (с 21 февраля 2006 года по 10 июля 2006 года) не выплачивалось, что стало основанием для  продления  периода выплаты пособия по безработице.

 Приказом от 20 марта 2006 года истице был продлен  период выплаты пособия по безработице с 19 сентября 2006 года по 10 января 2007 года. В связи с неявкой без уважительных причин  в Центр занятости (22 августа и 13 сентября) выплата пособия была приостановлена на период с 10 августа по 9  октября 2006 года.  На основании данных обстоятельств, мировой судья пришел к выводу о том, что в указанный период истица не имела права на получение пособия по безработице. Данный период времени был исключен из общего периода выплаты пособия по безработице. На основании решения в пользу истицы взыскано пособие за период с 210 октября 2006 года по 10 января 2007 года (Решение  мирового судьи Зейского городского судебного участка от 15 мая 2007 года по делу №2-89/07). 

 

5. Социальное пособие на погребение

Согласно ч. 1 ст. 10 ФЗ «О погребении и похоронном деле» от  12 января 1996 года № 8-ФЗ  в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, но не превышающем 1 000 рублей.

При этом размер пособия устанавливается равным стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, но не более 1000 руб. Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется решением органов местного самоуправления.

Таким образом, органы местного самоуправления, принимая решение об определении стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, фактически определяют также размер социального пособия на погребение.

Для отдельных категорий лиц могут быть предусмотрены иные размеры пособий на погребение, а также пособия на возмещение иных затрат, связанных с похоронами (например, установку памятника).

В соответствии с ч. 2 ст. 10  ФЗ «О погребении и похоронном деле» от  12 января 1996 года № 8-ФЗ выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти:

  • органом, в котором умерший получал пенсию;
  • организацией, в которой работал умерший либо работает один из родителей или другой член семьи умершего несовершеннолетнего;
  • органом социальной защиты населения по месту жительства в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.

Б. обратилась к мировому судье Благовещенского городского судебного участка №7 с иском к ООО АКТ-1 о взыскании денежных средств на погребение супруга, компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований указала, что ее муж  на момент смерти (9.03.2007) занимал должность моториста ремонтной базы в ООО АКТ-1.  13.03.2007 года ею была получена справка о смерти. Ответчиком было отказано ей в выплате пособия на погребение супруга, в связи с отсутствием денежных средств на эти цели. Просила суд взыскать с ответчика 17000 рублей, которые ею были потрачены на похороны, компенсацию морального вреда в размере 150 000 рублей.      

Решением мирового судьи от 21.05.2007 в удовлетворении иска было отказано в связи с отсутствием в деле доказательств обращения истицы в указанную организацию с заявлением о выплате ей данного социального пособия (Решение мирового судьи Благовещенского городского судебного участка №7 от 21.05.2007, принятое по делу №2-579/07) .

При рассмотрении дел данной категории следует учитывать, что на территории Амурской области действует закон от 21 января 2005 года №421-ОЗ «О социальном пособии на погребение и расходах, возмещаемых специализированным службам по вопросам похоронного дела».

В соответствии с ст. 1 данного Закона выплата социального пособия на погребение  производится супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего и иному лицу, взявшему на себя обязанность за счет собственных средств осуществить погребение умершего в случаях:

  • если умерший не работал и не являлся пенсионером;
  • рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности;
  • смерти детей неработающих родителей;
  • смерти реабилитированных лиц.

На основании ч. 2 ст. 1 Закона специализированным службам по вопросам похоронного дела при погребении лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, возмещается стоимость услуг согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному Федеральным законом "О погребении и похоронном деле", в случаях:

1) предоставления услуг супругу, близким родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего;

2) погребения лиц, у которых отсутствуют близкие родственники, законные представители, или отсутствия у них возможности осуществить погребение;

3) отсутствия лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего;

4) погребения умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки, а также лиц без определенного места жительства.

Социальное пособие и сумма возмещения стоимости услуг устанавливаются в размере 2000 (две тысячи) рублей. В районах и местностях, где применяется районный коэффициент к заработной плате, размер социального пособия и суммы возмещения стоимости услуг устанавливается с применением районного коэффициента к заработной плате, определенного Законом Амурской области от 11 апреля 2005 г. N 471-ОЗ «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих на территории Амурской области» (ст. 2 Закона Амурской области от 21 января 2005 года №421-ОЗ «О социальном пособии на погребение и расходах, возмещаемых специализированным службам по вопросам похоронного дела»).

14 марта 2008 года постановлением Правительства Амурской области  был утвержден Порядок назначения и выплаты социального пособия на погребение и возмещения стоимости услуг, оказываемых специализированными службами по вопросам похоронного дела.

Постановлением Мэра г. Благовещенска от 2 марта 2006 г. № 601 «О погребении и похоронном деле в г. Благовещенске» утверждены Положение об организации похоронного дела в городе Благовещенске и Правила работы муниципальных кладбищ и порядок их содержания.

 

6. Оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей

Как известно, абз. 5 п. 4 ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ закрепил право военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на получение выплаты в порядке и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации, для оплаты стоимости путевок их детей школьного возраста (до 15 лет включительно) в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации. Указанная выплата производится исключительно в случаях, если путевки в организации отдыха и оздоровления детей не могут быть предоставлены в порядке, предусматриваемом нормативными правовыми актами Российской Федерации для детей застрахованных граждан с привлечением средств Фонда социального страхования Российской Федерации

Во исполнение указанной нормы Правительство Российской Федерации 31 декабря 2004 г. приняло Постановление "О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и их семей" N 911, которое вступило в силу с 1 января 2005 г. (далее по тексту - Постановление). Постановлением утверждены Правила осуществления отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, лицам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции (далее по тексту - Правила).

Правилами определен порядок осуществления выплат военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, а также офицерам, прапорщикам и мичманам, указанным в абз. 1 п. 5 ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих", сотрудникам органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи (далее - военнослужащие и сотрудники) денежных средств один раз в год для оплаты стоимости путевок их детей школьного возраста (до 15 лет включительно) в организации отдыха и оздоровления детей (продолжительностью до 24 дней), открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации.

Министр обороны Российской Федерации в пределах своих полномочий и в соответствии с Постановлением 23 июня 2005 г. издал Приказ "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 911".

Согласно указанным нормативным правовым актам право на получение выплаты у военнослужащего возникает один раз в год при наличии и соблюдении определенных условий, а именно:

1) ребенок должен быть школьного возраста (до 15 лет включительно);

2) выплата предоставляется исключительно в случае, если путевки в организации отдыха и оздоровления детей не могут быть предоставлены в установленном порядке;

3) выплата предоставляется только определенной категории лиц - военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, а также офицерам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения, а также прапорщикам и мичманам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, и иным сотрудникам;

4) временной интервал для подачи рапортов (заявлений) на получение выплаты ограничен - до 1 мая соответствующего года;

5) предоставление вместе с рапортом (заявлением) необходимых документов - справки с места работы (службы) жены (мужа) о непредоставлении путевки в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации для детей застрахованных граждан, с привлечением средств Фонда социального страхования Российской Федерации; копии свидетельства о рождении ребенка.

За период с 2007 года по июнь 2008 года мировыми судьями Амурской области рассмотрено 126 дел по искам сотрудников Управления внутренних дел о взыскании денежных средств для оплаты стоимости путевок. По 124 дела требования удовлетворены, по 1 делу в удовлетворении требований отказано, в 95 делах имеются сведения об исполнении решения судов.

 

 

Заместитель председателя

Амурского областного суда                                                                                                                                                       Н.А. Бороденко

 

 

 

Помощник судьи                                                                                                                                                                         А.В. Марьенкова

 

опубликовано 25.03.2010 08:58 (МСК)