Arms
 
развернуть
 
675000, г. Благовещенск, ул. Шевченко, д. 6
Тел.: (4162) 51-34-27
oblsud.amr@sudrf.ru
схема проезда
675000, г. Благовещенск, ул. Шевченко, д. 6Тел.: (4162) 51-34-27oblsud.amr@sudrf.ru
ДОКУМЕНТЫ СУДА
Обобщение законодательства о государственной кадастровой оценке земель и судебной практики по делам об оспаривании результатов кадастровой стоимости земельных участков, рассмотренных Амурским областным судом в 2015 году

Рассмотрено президиумом

Амурского областного суда

14 марта 2016 года

ОБОБЩЕНИЕ

законодательства о государственной кадастровой оценке земель и судебной практики по делам об оспаривании результатов кадастровой стоимости земельных участков, рассмотренных Амурским областным судом в 2015 году.

Амурским областным судом проведено изучение практики по делам об оспаривании результатов кадастровой стоимости земельных участков.

При рассмотрении названно й категории дел судьи руководствовались положениями Конституции Российской Федерации (далее-Конституции РФ); Земельного кодекса Российской Федерации; Градостроительного кодекса Российской Федерации; федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года №135-ФЗ; Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 года №316 (с последующими изменениями); Федеральной целевой программой «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 годы)» утвержденной Постановлением Правительства РФ от 25 октября 2001 года №745; Постановлением Правительства РФ «О государственной кадастровой оценке земель» от 25 августа 1999 года №945; областной целевой программой «Развитие земельного кадастра, землеустройства и мониторинга земель в Амурской области на 2005-2010 годы» от 16 февраля 2005 года №442-ОЗ; Правилами кадастрового деления территории РФ и Правилами присвоения кадастровых номеров земельным участкам» утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2000 года №660; Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 года №39; Порядком создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 04 мая 2012 года №263; постановлением Правительства Амурской области «Об утверждении результатов актуализации кадастровой оценки земельных участков в составе земель населённых пунктов на территории Амурской области» от 22 декабря 2007 года №33; постановлением Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 года №28;

Реализуя конституционные право на обжалование в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти и местного самоуправления, ч.1 ст.218 и ч.1 ст.245 КАС РФ предоставляют юридическим лицам и гражданам право обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (до введения в действие КАС РФ результаты кадастровой стоимости земельных участков оспаривались в порядке, установленном главой 25 ГПК РФ).

22 октября 2015 года Амурским областным судом рассмотрено административное исковое заявление представителя административных истцов Белого Е.М., Поповой В.А., Толстихиной Н.Б., Соколовой Г.А., Филонова Д.А., Пеличева Э.В., Вислополовой В.Н., Вислополова В.Г. – Бердниковой А.А. о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Амурской области от 09 июня 2015 года №50, которым заявителям отказано в пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 28:01:01270:610 и установлении её равной рыночной в размере 3 472 000,00 рублей.

Согласно п.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд, возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Обязанность доказывания обстоятельств, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявших оспариваемые решения либо совершивших оспариваемые действия (бездействие).

Основанием для отказа комиссией в пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 28:01:01270:610 стало несоответствие Отчета об оценке №127-15 и Положительного экспертного заключения №453/05/015 статье 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в РФ» от 29 июля 1998 года №135-ФЗ по оформлению и содержанию требованиям отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки представленного заявителем.

Комиссия установила, что в нарушение п.8 ФСО №7 задание на оценку объекта недвижимости не содержало дополнительную информацию: состав объекта оценки с указанием сведений, достаточных для идентификации каждой из его частей (при наличии); характеристики объекта оценки и его оцениваемых частей или ссылки на доступные для оценщика документы, содержащие такие характеристики; права, учитываемые при оценке объекта оценки, ограничения (обременения) этих прав, в том числе в отношении каждой из частей объекта оценки.

Кроме этого, отсутствовала информация по техническому состоянию и текущему использованию улучшений земельного участка, в связи с чем, комиссия пришла к выводу, что оценщик некорректно сделал вывод о наилучшем использовании объекта оценки; анализ рынка не соответствовал п.11 ФСО №7, в том числе, отсутствовал анализ основных факторов, влияющих на спрос, предложение и цены сопоставимых объектов недвижимости; экспертный метод определения скидки на торг использовался оценщиком по устаревшей методике, и другие нарушения, которые влияют на итоговую величину рыночной стоимости.

Административный истец просил суд возложить обязанность на комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Амурской области повторно пересмотреть кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 28:01:01270:610 и установить её в размере равной рыночной в сумме 3 472 000,00 рублей.

Одним из доводов об отмене указанного решения комиссии, который привёл представитель административных истцов, был о том, что комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не наделена полномочиями по проверке отчета об оценке рыночной стоимости и положительного экспертного заключения на соответствие требованиям, предусмотренных к ним законодательством Российской Федерации.

При этом представителем административных истцов не были учтены положения Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», а также пункт 20 «Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости» утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 04 мая 2012 года №263, о наделении комиссии самостоятельными полномочиями по проверке достоверности отчета об оценке рыночной стоимости, в частности, на соответствие отчета об определении рыночной стоимости общим требованиям к содержанию отчета об оценке объекта оценки, установленных статьёй 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года №135-ФЗ.

Судом установлено, что цель, которую преследовал административный истец при обращении в суд, заключалась в уменьшении кадастровой стоимости земельного участка, которая подлежит рассмотрению в рамках требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости в ином судебном порядке.

Поскольку, оспаривая решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Амурской области от 09 июня 2015 года №50, административные истцы, в соответствии со ст.226 КАС РФ, избрали неправильный способ защиты нарушенного права, суд отказал в удовлетворении административного иска. Решение суда в апелляционном порядке не обжаловано и вступило в законную силу.

06 октября 2015 года Амурским областным судом рассмотрено административное исковое заявление представителя ОАО «Железнодорожная торговая компания» о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 28:06:011701:210, 28:26:011701:211, 28:06:011701:214, расположенных в г. Тынде.

При проведении работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в 2007 году в перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке в г. Тынде внесён земельный участок с кадастровым номером 28:06:011701:8.

После раздела земельного участка с кадастровым номером 28:06:011701:8 с образованием земельных участков с кадастровыми номерами: 28:06:011701:210, 28:26:011701:211, 28:06:011701:214 решением ФБУ «Бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Амурской области от 21 января 2012 года №Ф-28 12-1853 вновь образованные земельные участки были поставлены на кадастровый учет с разрешённым использованием: «торговая база», категория земель: «земли населённых пунктов». Расчёт кадастровой стоимости указанных земельных участков был произведён исходя из УПКС исходного земельного участка с кадастровым номером 28:06:011701:8, в размере 911,80 руб. за кв.м., для 9 группы вида разрешённого использования.

При проведении работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Амурской области в 2013 году исполнителем оценочных работ ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Амурский филиал земельные участки с кадастровыми номерами: 28:06:011701:210, 28:06:011701:211, 28:06:011701:214 в составе земель населённых пунктов Амурской области были отнесены к 5 группе видов разрешенного использования: «земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания» и определена их кадастровая стоимость по состоянию на 01 января 2013 года (Отчёт 2810/110613//Ц00030/ЮФ-1/164).

При определении кадастровой стоимости земельных участков 28:06:011701:210, 28:06:011701:211, 28:06:011701:214 по городскому округу г. Тынды рассчитан средний показатель кадастровой стоимости земель для 5 группы вида разрешённого использования: «земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания»: удельный показатель стоимости 1 квадратного метра земли для 5 группы ВРИ установлен в сумме 2432,01 рублей.

Результаты определения кадастровой стоимости указанных участков утверждены Постановлением Правительства Амурской области «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Амурской области» от 05 ноября 2013 года №537.

Согласно ст.24.18 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года №135-ФЗ, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя (абз.38 ст.24.18 ФЗ №135-ФЗ; п.26 Постановления Пленума ВС РФ №28).

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости, на основании п.15 ст.20 КАС РФ, подается в областной суд по месту нахождения заказчика работ либо государственного органа, определившего кадастровую стоимость в порядке, предусмотренном ст.24 КАС РФ.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.248 КАС РФ, основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

Результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены заявителем в судебном порядке посредством предъявления требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки, и подлежит рассмотрению в сроки, установленные статьей 141 КАС РФ в соответствии с правилами главы 25 КАС РФ, а об оспаривании решения или действия (бездействия) комиссии, в порядке и сроки, предусмотренные главой 22 КАС РФ (п.п.2 и 3 Постановления Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 года №28).

В силу положений статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при её определении, является отдельным основанием для пересмотра кадастровой стоимости такого объекта и должна быть документально подтверждена.

Недостоверными сведениями, использованными при проведении кадастровой оценки, могут быть сведения, не соответствующие данным государственного кадастра недвижимости, возникшие при их переносе в формируемый перечень земельных участков, в том числе при определении номера вида разрешенного использования, а также наличие в государственном кадастре ошибок.

В соответствии с п.5 ст. ст.247 КАС РФ, стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.

Согласно п.19 Постановления Пленума ВС РФ №28 по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.

Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце (ч.5 ст.247 и ч.1 ст.248 КАС РФ).

Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

ОАО «Железнодорожная торговая компания не согласилось с отнесением земельных участков с кадастровыми номерами: 28:06:011701:210, 28:26:011701:211, 28:06:011701:214 к 5 группе видов разрешённого использования и обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости названных земельных участков, указав, что спорные земельные участки следует отнести к 9 группе вида разрешённого использования, поскольку на этих земельных расположены складские нежилые помещения и торговая деятельность не велась, понятие «торговая база» не соответствует понятию «торгового объекта».

Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Амурской области от 16 января 2015 года №7 ОАО «Железнодорожная торговая компания» отказано в пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, в связи с не подтверждением недостоверности использованных при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости сведений об объектах недвижимости и отнесению их к 5 группе ВРИ.

Согласно п.2 ст.7 Земельного кодекса РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Виды разрешенного использования определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

На период определения кадастровой стоимости спорных земельных участков классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден не был.

Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года №39 позволяли определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе видов разрешенного использования, установленного для земельных участков с кадастровыми номерами 28:06:011701:210, 28:06:011701:211, 28:06:011701:214 принадлежащих заявителю: «торговая база», категория земель: «земли населённых пунктов».

В соответствии с п.п. 2, 3 ст.37 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов; любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Согласно п.14 ч.2 ст.7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 года №221-ФЗ, разрешенное использование земельного участка относится к числу дополнительных сведений о земельном участке, включаемом в государственный кадастр недвижимости.

Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства подразделяются в пункте 1 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ на основные, условно разрешенные и вспомогательные.

В силу п.3 ч.1 ст.37 ГрК РФ, вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними.

Правообладателям земельных участков и объектов капитального строительства предоставляется возможность выбора основного вида разрешенного использования из предусмотренных градостроительным регламентом для данной территориальной зоны в качестве основных видов разрешенного использования, а также право использования земельного участка наряду с основным видом использования по любому из вспомогательных видов.

Выбор вспомогательного вида разрешенного использования без выбора основного вида разрешенного использования действующим законодательством не предусмотрен.

Согласно ч.1 ст.35 ГрК РФ, в результате градостроительного зонирования определяются жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

Статьёй 24 Правил землепользования и застройки города Тынды от 11 марта 2010 года №89, определён перечень территориальных зон, с выделением их границ на карте градостроительного зонирования г. Тынды, в том числе, выделена зона транспортной инфраструктуры.

В статье 54 Правил землепользования и застройки города Тынды от 11 марта 2010 года №89, приведён перечень основных, вспомогательных и условно-разрешённых видов использования объектов недвижимости в зоне железнодорожного транспорта.

Из карты градостроительного зонирования территории г. Тынды, утв. решением Тындинской городской Думы от 11 марта 2010 года №89 следует, что земельные участки с кадастровыми номерами: 28:06:011701:210, 28:26:011701:211, 28:06:011701:214 расположены в зоне транспортной инфраструктуры – в зоне железнодорожного транспорта (ТР-1), в которой размещение объектов и баз складского назначения соответствующего профиля допускается в качестве вспомогательного вида разрешенного использования.

Из анализа правовых норм содержащихся в ст.ст.35, 36 ГрК РФ, ст.ст.24, 54 Правил землепользования и застройки города Тынды от 11 марта 2010 года №89 следует, что для любого земельного участка вспомогательный вид разрешенного использования не может быть единственным, следовательно, ОАО «Железнодорожная транспортная компания» не могло выбрать в качестве основного и единственного ни один из вспомогательных видов разрешенного использования, указанных в градостроительных регламентах Правил землепользования и застройки города Тынды от 11 марта 2010 года №89.

Включение в градостроительные регламенты видов разрешенного использования, совпадающих с уже осуществляемой к этому моменту деятельностью, предусмотрено требованиями п.2 ст.36 ГрК РФ об установлении градостроительных регламентов с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.

Кадастровая оценка земельных участков в составе земель населенных пунктов Амурской области по состоянию на 01 января 2013 года (утв. Постановлением Правительства Амурской области от 05 ноября 2013 №537) проводилась для целей налогообложения, методом массовой оценки, в соответствии положениями Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО №4)», утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года №508, для определения которой использовались сведения о земельных участках, содержащихся в государственном кадастре недвижимости на дату проведения оценки; стоимость недвижимости определялась при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке; определение кадастровой стоимости с использованием методов массовой оценки проводилось поэтапно, в том числе, с заключением договора на проведение кадастровой оценки, включающего задание на оценку с приведенным в нём перечнем объектов недвижимости, подлежащих оценке; сбор и анализ информации о рынке объектов оценки и обоснование выбора вида модели оценки кадастровой стоимости; определялись ценообразующие факторы объектов оценки; сбор сведений о значениях ценообразующих факторов объектов оценки; группировка объектов оценки, сбор рыночной информации, построение модели оценки; расчет кадастровой стоимости; составление отчета об определении кадастровой стоимости объектов оценки (п.п. 3, 5, 6,7 ФСО №4).

При проведении кадастровых работ по актуализации кадастровой стоимости земель населённых пунктов в Амурской области по состоянию на 01 января 2013 года, все объекты оценки, содержащиеся в перечне земельных участков предоставленных для целей проведения государственной кадастровой оценки, оценщиком были разбиты на группы с учётом схожих характеристик, расчёт кадастровой стоимости земельных участков был сделан исходя из удельного показателя кадастровой стоимости соответствующего вида разрешённого использования.

Спорные земельные участки включены оценщиком в схожую по характеристикам группу объектов участвующих в товарном обращении (С:\Downloads\2810110613Ц-00030ЮФ-1164\Отчёт\ІІ Том\Приложение 7. Расчёт КСЗУ ВРИ 1-10, 17\7.12. Рыночная информация\7.2.1. Скриншоты рыночной информации. 28_06.Тында), что соответствует ГОСТу Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения", утвержденному Постановлением Госстандарта России от 11 августа 1999 года №242-ст, который действовал на момент проведения кадастровых работ (методом массовой оценки) по актуализации кадастровой стоимости земель населённых пунктов в Амурской области по состоянию на 01 января 20013 года. Согласно п.1 ст.2.1 ГОСТа Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения», товарное обращение – процесс обращения объектов собственности посредством возмездных договоров. Объектами собственности являются продукты труда, ценные бумаги, валютные ценности, деньги, иное движимое и недвижимое имущество.

На момент проведения государственной кадастровой оценки спорных земельных участков, по состоянию на 01 января 2013 года, фактическое их использование не изменялось; не было текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади указанных земельных участков.

Поскольку административный истец не доказал недостоверность сведений об объектах недвижимости, использованных при определении их кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, судом отказано в удовлетворении административного иска (ч.5 ст.247 и ч.1 ст.248 КАС РФ). Решение суда в апелляционном порядке не обжаловано и вступило в законную силу.

16 сентября 2015 года Амурским областным судом рассмотрено административное исковое заявление ОАО «Санго-Плюс» об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 28:05:010971:7, расположенного в г. Свободный, равной его рыночной стоимости в размере 3944000 рублей.

Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости земельных участков при Управлении Росреестра по Амурской области от 09 июня 2015 года №49 отклонено заявление ООО «Санго-Плюс» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 28:05:010971:7 и установлении его равной рыночной стоимости.

Комиссия пришла к выводу о том, что оформление и содержание отчета об оценке ООО «АмурОценка» от 22 апреля 2015 года №114-15 и Положительное экспертное заключение от 13 мая 2015 года №453/05/015 выполненное НП СОО «Сибирь», представленные ООО «Санго-Плюс», не соответствуют требованиям статьи 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 г. №135-Ф3 , требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.

Судом установлено, что кадастровая стоимость упомянутого земельного участка с кадастровым номером 28:05:010971:7 по состоянию на 01 января 2013 года составляет 13637796,41 рублей, которая утверждена постановлением Правительства Амурской области «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Амурской области» от 05 ноября 2013 года № 537.

Из Отчёта «Об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 28:05:010971:7 от 22 апреля 2015 года №114-15 следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 28:05:010971:7 составляет 3944 000 рублей.

Суд сделал вывод, что при проведении рыночной стоимости спорного земельного участка оценка объекта специалистами выполнена на основе анализа сведений кадастрового паспорта, нормативно-справочной и статистической информации о состоянии и изменении уровня цен в данном регионе; исследовательская часть отчета логична, последовательна и мотивирована, наличие методологических ошибок при проведении исследования суд не усмотрел.

Из положительного экспертного заключения от 13 мая 2015 года №453/05/015, выполненного экспертом НП СОО «Сибирь» следует, что Отчёт «Об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 28:05:010971:7 от 22 апреля 2015 года №114-15» соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности. Определение рыночной стоимости оценки в целом соответствует приведенным в отчете методическим основам определения стоимости и сложившейся российской практики оценки земельных участков. Существенных методологических и методических ошибок не выявлено.

Постановлением Правительства Амурской области «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Амурской области» от 05 ноября 2013 года № 537, сведения о кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего на праве собственности административному истцу были внесены в государственный кадастр недвижимости на основании утвержденных средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских) округов Амурской области.

Установление рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 28:05:010971:7 полученной в результате индивидуальной оценки объекта и внесение её в качестве кадастровой стоимости направлено на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учёта уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.

Административный ответчик – Правительство Амурской области доказательств об иной рыночной стоимости спорного земельного участка, ставящих под сомнение достоверность отчета «Об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 28:05:010971:7 от 22 апреля 2015 года № 114-15» не представил, суд удовлетворил административный иск (ч.5 ст.247 и ч.1 ст.248 КАС РФ). Решение суда в апелляционном порядке не обжаловано и вступило в законную силу.

19 августа 2015 года Амурским областным судом рассмотрено ходатайство представителя истца Якимова А.А. – Ранцева Р.А. о распределении судебных расходов по гражданскому делу №3-22/2015, которым кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 28:05:010624:32 установлена в размере, равном его рыночной стоимости.

Верховный Суд РФ в пункте 31 Постановления Пленума «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 года №28 разъяснил, что при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.

Вместе с тем, в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться, как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.

Поскольку привлечённые судом первой инстанции к участию в гражданском деле №3-22/2015 заинтересованные лица, – филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управление Росреестра по Амурской области, муниципальное образование г. Свободного и правительство Амурской области не оспаривали право заявителя Якимова А.А. на установление кадастровой стоимости, принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером 28:05:010624:32 в размере его рыночной стоимости ни по основаниям возникновения, ни по содержанию, суд отказал в удовлетворении заявленного ходатайства. Определение суда в апелляционном порядке не обжаловано и вступило в законную силу.

В связи с введением в действие Кодекса об административном судопроизводстве, в зависимости от заявленных требований различается порядок административного судопроизводства. Требования о пересмотре кадастровой стоимости подлежат рассмотрению по правилам главы 25 КАС РФ, а требования об оспаривании решения или действий (бездействия) комиссии - по правилам глав 22 и 25 КАС РФ.

При принятии к производству заявления о пересмотре кадастровой стоимости суд проверяет его на соответствие требованиям статей 125, 126, частей 1 -3 статьи 246 КАС РФ (п.9 Постановления Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 года №28).

По делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной административными ответчиками являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

По делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки к участию в деле также привлекается орган, на который возложена обязанность по исправлению кадастровой или технической ошибки (Росреестр).

По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) комиссии административными ответчиками являются комиссия и отделение Росреестра, при котором она создана (п.7 Постановления Пленума ВС РФ №28).

При решении вопроса о принятии исковых заявлений (административных исковых заявлений) по делам об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков и обжалованию решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости земельных участков при Управлении Росреестра по Амурской области по всем делам, рассмотренным областным судом, выносились определения об оставлении исковых заявлений (административных исковых заявлений) без движения. Основные недостатки, допущенные истцами (административными истцами) при подаче исковых заявлений (административных исковых заявлений) в 2015 году были: невыполнение требований ст.ст.131 и 132 ГПК РФ, абз.22, 23 ст.24.18 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года №135-ФЗ (не предоставление отчёта об оценке рыночной стоимости земельного участка и положительного экспертного заключения на него), ст.125, 126 КАС РФ.

Судебная коллегия

по административным делам

Амурского областного суда


Скачать в формате .pdf


опубликовано 17.03.2016 09:30 (МСК), изменено 17.03.2016 09:32 (МСК)